Та.Бу. (tanya_abramova) wrote,
Та.Бу.
tanya_abramova

Categories:

Самый большой экспонат Нового музея

Угадаете, что это? Чему посвящено множество табличек, несколько глав аудиогида на разных языках и большой выбор книг в сувенирной лавке? Конечно, это сам Новый музей - здание с живой историей, особой атмосферой и своими секретами.
Поднимать глаза к потолку и рассматривать здание начинаешь далеко не в первый визит. Для этого нужно немного привыкнуть, посетить музей несколько раз, освоиться - и вот тогда начинаешь видеть то, что поначалу затмевают собой другие экспонаты. Зато как поднимешь голову, ахаешь - и ЭТО я раньше не замечала??
Думаю, что у вас, мои читатели, обычно не так много времени в Берлине, чтобы изучать в подробностях мою любимую сокровищницу. Я покажу вам Новый музей сегодня таким, каким вижу его сама - потрясающим, живым, интересным.



На том фасаде, что выходит к Шпрее, надпись на латыни: "Artem non odit nisi ignarus" - "Лишь безразличные ненавидят искусство". В середине 19 века искусству в Пруссии уделялось много внимания. К 1840 году на острове в центре Берлина уже был музей, построенный Фридрихом Шинкелем - он придавал завершённость площади, образованной дворцом, собором и арсеналом за рекой. (Сейчас дворца нет, а на месте арсенала - Музей немецкой истории). На языке символов, искусство дополняло политику, религию и армию - и это были четыре столпа, характеризующие Пруссию.
Музею на острове было всего 10 лет, но поскольку его здание не могло вместить всех сокровищ, пришлось строить рядом ещё одно - так появилось деление музеев на Старый и Новый. Эти названия так и закрепились за ними.



Новый музей проектировал модный архитектор Август Штюлер, ученик Шинкеля. Концепция здания состояла в том, чтобы показать развитие искусств с доисторических времён до современности, и расположение залов как бы приглашало посетителя на прогулку сквозь время. Архитектурный и смысловой центр - монументальная лестница, окружённая фресками с историческими сюжетами и греческими барельефами, сверху венчалась четвёркой кариатид.

Лестница, 1900 г.


Лестница, 2011 г.






В музее были такие помещения, как Национальный зал, Этнографический зал, Египетский дворик, Греческий дворик, Римский зал, Средневековый зал и Зал ниобид. Названия полностью отражали концепцию помещений. Они были отделаны под стать экспонатам: роспись стен, колонны, мозаика пола, потолки являли собой имитацию соответствующей  эпохи, что вызывало критику одних современников (в частности, Египетского отделения Лувра) и вострорги других (брошюра Рихарда Лепсиуса, посвящённая стенной росписи Нового музея, увидела свет на 20 лет раньше, чем первая публикация о самих экспонатах).
В преддверии Второй мировой войны - в 1939 г. - музей был закрыт, а экспонаты спрятаны в убежищах. Поэтому в результате бомбардировок пострадало только само великолепное здание - много лет не знали, что с ним делать, взорвать руины или отстроить. В 1980 г. правительство ГДР приняло решение о реконструкции, она началась 9 лет спустя, а открылся музей только в октябре 2009 г. В конкурсе победил проект британца Дэвида Чипперфильда, чья концепция предлагала отнестись с уважением к историческим особенностям здания и не восстанавливать его в первоначальном виде, а вместо этого интегрировать новые элементы в старые руины, не скрывая от зрителя ни того, ни другого. Для этой цели сознательно были выбраны простые формы и материалы - они лишь схематически повторяют прежние, разрушенные элементы, в то время как сохранившиеся детали остались на своих местах. Именно поэтому современный Новый музей выглядит так впечатляюще: он памятник сам себе и берлинской истории, в его облике сквозь настоящее проглядывает его собственное прошлое.

Фрески Египетского дворика
 

А так он выглядел до войны


То, что осталось от Египетского дворика (прежде его пол был на этаж выше), преобразовано в символ египетской картины бытия: подземный загробный мир с саркофагами на минус-первом этаже, средний уровень посвящён храмам - здесь остатки фресок с видами древних памятников ( в частности, Абу-Симбел и Карнак), а наверху за не доходящим до стен балконом-потолком - божественное семейство фараона.



Верхний ярус дворика - часть царства Эхнатона. Свет проникает сквозь полупрозрачный потолок и льётся на нижние ярусы - этот этаж не примыкает к стенам.



Первый зал, куда обычно проходят посетители музея, называется "Египтомания - Египтология" (бывший Мифологический зал). Такая идея неслучайна - на неё реконструкторов вдохновила сохранившаяся роспись потолка, которую, увы, мало кто замечает, разглядывая мелкие штучки в витринах. Но стоит поднять голову - и ах.



В прежнем Римском зале с сохранившимися ведутами (ландшафтными видами большого формата) расположена экспозиция "Римские провинции".



Рассматриваем стены подробнее.



Фрески-ведуты когда-то были имитациями, а сейчас сами по себе памятник истории музея.





Зал Бахуса (по имени знаменитой статуи).



Мозаика пола


Впечатляющее сочетание прошлого и сегодняшнего!


А это когда-то был Средневековый зал.



Потолок


Верхушка колонны


Этнографический зал


Здесь есть непонятный мне декоративный элемент: копия "Золотых врат" с флорентийского баптистерия. Неизвестно, почему они здесь. Других подобных декораций в музее нет.



Зал ниобид, посвящённый теме "Библиотека античности" - здесь коллекция папирусов. Надпись над дверями: "И подарил Прометей искусства смертным". Обратите внимание на охранника в синей рубашке - его работа состоит в том, чтобы ходить по проходу вправо-влево и не давать ушлым туристам снимать издали Нефертити, поскольку это единственная комната в музее, где съёмка запрещена, и многие отходят подальше и зумят :)



Пол в зале


Потолок и ниобиды


Барельефы


Греческий дворик кажется выше египетского засчёт отсутствия верхних ярусов. На фризе изображена битва богов и титанов, над ним прозрачный потолок. Внизу - экспонаты, пострадавшие во время бомбёжек и не подлежащие восстановлению.



Вид дворика снизу


Зал восточночно искусства


Подземный этаж символично посвящён загробному миру. Здесь находятся саркофаги, ритуальные предметы из египетских гробниц, маски.





Я сознательно не затрагиваю тему коллекции музеи, поскольку сегодня речь только об одном экспонате. Вот вам ещё несколько видов этого прекрасного здания.







Солнечная чета, ради которой я прихожу снова и снова в этот музей. Если однажды вдохновлюсь, то возможно напишу большой пост об Эхнатоне и его удивительной эпохе в Городе Солнца.


Tags: места Берлина, музеи
Subscribe

  • Календарь детского Берлина, Пасха 2017

    Всем привет! Сегодня в рубрике "Календарь детского Берлина" подборка лучших пасхальных мероприятий для семейного досуга, где будет…

  • Детский Берлин зимой

    Когда-то я была увлеченным блогером и писала захватывающие посты с картинками и ссылками. Сейчас блог больше похож на конспект тех тем, на которые…

  • Где спасаться от жары с детьми

    В Берлине аномально жаркие выходные, а мой малыш затемпературил. Пляж, куда мы собирались поехать, отменился, но оставаться в квартире тоже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments